Главная » Статьи » Статьи о Великой Отечественной

Память человеческая

ПАМЯТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ 

Вот уже 67 лет прошло со дня, когда наш народ одержал Великую Победу над гитлеровской Германией. Всё дальше и дальше уходят в прошлое события той войны. И уходят Люди, вершившие эту победу. А вместе с ними уходит и память. Память человеческая. Я не ошибся, написав слово «Люди» с большой буквы. Я думаю, по-другому нельзя.
Сейчас, с позиции прошедшего времени, нам трудно оценить степень их самоотверженности и преданности своей родине. Многие их поступки пытаются преподнести как фанатизм, ненужное самопожертвование, слепое повиновение режиму, глупости и даже страху. Теперь, когда ветеранов осталось совсем мало и голос протеста подать почти некому, можно творить историю по своему усмотрению. Можно перекраивать память.
Получается, мы последние, кто помнит наших дедов, их рассказы о той войне, их взгляды на ту эпоху. Недавно я спросил парнишку 1990-го года рождения, кто такие Жуков, Василевский, Конев, Рокоссовский. И он не нашёл, что мне ответить. А ведь эти люди вели нас к победе, они творили эпоху! Может, это нормальное состояние человека – забывать? Я не хочу в это верить.
Сейчас я очень жалею, что был слишком юн, когда ушли мои деды. Как многое можно было бы записать, заснять на видео. Да и не очень разговорчивыми были наши ветераны. Человек, побывавший в мясорубке войны редко кичится своими подвигами.
Уже в зрелом возрасте я расспрашивал одного Героя Советского союза, за что он получил награду. Получить «Золотую звезду» в июле 1941-го – это не шутка! Вытаскивал из него, как клещами, слово за словом. Получалось очень скромно. Почти ни за что! Их часть отступала из села, где она держала предмостное укрепление. Отступить – отступили, а стратегически важный мост через реку не взорвали. Проводку перебило взрывом авиабомбы. И они, с двумя товарищами, пробрались в захваченное немцами село, подкрались к мосту и ручной гранатой привели в действие взрывное устройство. Одного его товарища тяжело ранило, второй был убит в перестрелке с немцами. И он, с раненым товарищем на руках, пробирался через село к своим. Опьянённые победой гитлеровцы уже мародёрствовали в селе, и один из них вышел из калитки хаты прямо на них, держа в руках гуся. Винтовка у него была за спиной, а руки были заняты жирной птицей. Наш солдат выхватил пистолет, но он не выстрелил – патроны кончились в перестрелке. Тогда он бросился на немца и они схватились в рукопашной. Ему удалось завалить немца и разбить ему голову камнем. К вечеру он с раненым товарищем вышел к нашим позициям. Вроде бы рядовой случай. И рассказывать-то не о чем! Ему жаль было, что гусь убежал. Большой был. Наверняка немцы съели!
И из таких «рядовых» случаев и складывалась победа. А ведь о скольком он, наверное, умолчал. И из его рассказа получалось, что не невесть что он и совершил. Подумаешь, задержал на сутки продвижение танковой дивизии в то время, когда для нашей армии был важен каждый час, убил врага в рукопашной, спас жизнь раненного товарища. И как то виновато поглядывал он на «Золотую звезду» на своей груди. Ветераны как никто другой знают: каждый, прошедший войну – герой! Этот – первым ворвался в своём танке на вражеский берег – он, безусловно, герой. А тот – всю войну тянул по разбитым фронтовым дорогам лямку артиллерийского орудия и подносил к позиции снаряды под градом вражеских пуль. Он что – не герой? Его подвиг не так заметен, но он не становится от этого меньше. Мой дед с 22-го июня по декабрь месяц обивал пороги военкоматов. Его не брали, у него была «бронь» на Балтийском заводе. И, тем не менее, он добился своего – его взяли в диверсионный отряд, сформированный на базе Института им. Лесгафта и он отправился через линию фронта, оставив в осаждённом Ленинграде жену и маленькую дочку. Он не убил ни одного врага. Он подорвался на мине при подходе к немецкому складу боеприпасов. Он – не герой?
И как нам понять, что двигало нашими дедами, когда они рвались на передовую, в бой?
А потом кто-то будет рассказывать нам про злобных комиссаров с наганами, про скорый трибунал, про «заградотряды». Наверное, было и это. Но, я думаю, их главным «заградотрядом» были их совесть и любовь к отчизне.
Второй мой дед был пилотом «штурмовика». Осенью 1941-го его сбили зенитки над вражеской территорией. Он попал в плен, в немецкий концлагерь. Дважды он пытался бежать – и всё безуспешно. Ловили, били, бросали в карцер. В третий раз удалось. Пришёл к своим , пройдя вражеский тыл и линию фронта… и попал в наш лагерь, до мая 1944-го. Вышел – и сразу на фронт. И ни разу я не слышал от него о несправедливости комиссаров и беззаконии особистов. Он просто честно сражался за свою Родину, за свой дом, за свою семью и понимал трудность военного времени. И, вернувшись с войны, вместо того, чтоб скулить о репрессиях, пришёл на свой завод, где и проработал до самой пенсии, уйдя на заслуженный отдых мастером цеха.
Я часто задумываюсь, руководило нашими дедами? Что давало им силу и мужество выдержать все невзгоды военного времени и выйти победителями? Наверное, чтобы это понять, нужно было родиться и вырасти в то время. А, может, и правда новое время должно нести с собой новые понятия и правила жизни? Но ведь существуют же вечные человеческие ценности – любовь к Родине, чувство ответственности за свой дом, способность пожертвовать собой ради благополучия своих родных и близких.
Пример наших дедов говорит, что существуют. Мы должны быть благодарными им не только за фактическую победу над врагом, но и за урок. Урок самопожертвования и героизма.
Сейчас ветеранам создаются условия для проживания, повышаются пенсии, вводятся социальные льготы. Но, зачастую им нужно от нас простое человеческое внимание. Может, если бы мы больше общались с ними, больше слушали их, то и порадовали бы их и сами очень многому научились, очень многое поняли бы.
Их осталось так мало. А ведь это – память. Живая, человеческая память.

М. Григорьев

 

 

Категория: Статьи о Великой Отечественной | Добавил: Admin (19.05.2015)
Просмотров: 581 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Новости Одессы (c) 2013