После победоносного окончания Великой отечественной войны Советская Украина, как и весь СССР, вступила в новый период истории - возрождения хозяйства, разрушенного войной.
В результате военных действий и оккупации понесла огромные потери экономика Одессы. В грудах развалин лежало большинство причалов порта, цехов заводов им. Октябрьской революции, им. Январского восстания, им. Дзержинского, им. Старостина и др., были разрушены вокзал, все железнодорожные станции, депо. До войны Одесса имела высокоразвитую пищевую промышленность: 53 предприятия союзного и республиканского подчинения, 34 артели промкооперативной системы с общим количеством рабочих 25380 человек, которые выпускали продукцию на 660 млн. рублей. Из них было выведено из строя 75%. Были разрушены Одесский холодильник, сахарный завод им. Благоева, мясокомбинат, мельницы. В груды развалин превратились консервный завод им. Ленина, маслозаводы № 1 и 3, табачная фабрика, рыбокоптильный завод. Пострадали предприятия легкой промышленности - обувные, суконная, швейная, джутовая и др. фабрики. Казалось, потребуется не одно десятилетие, чтобы восстановить разрушенное.
С первых же дней после освобождения города, не зная усталости, по-фронтовому трудились тысячи одесситов по восстановлению промышленных предприятий. В первую очередь возрождалась промышленность - ее продукцию ждал фронт. Для восстанавливающихся предприятий города, коммунальных служб и налаживания нормальной мирной жизни населения необходимо было создать также надежную энергетическую базу на новом современном оборудовании. В 20-х числах апреля 1944 г. в рекордно короткий срок была подготовлена к пуску первая очередь городской электростанции. За первое полугодие мощность электростанции удвоилась, а к концу 1945 г. она увеличилась в 4 раза. В первом полугодии 1947 г. была введена в строй первая очередь Одесской ТЭЦ.
За годы послевоенной пятилетки в Одессе возникли такие предприятия, которых не было до войны, город стал одним из центров отечественного станкостроения и металлообработки.
В 1949 г. был пущен в эксплуатацию заново отстроенный и оснащенной современным оборудованием и новой сложной аппаратурой нефтеперерабатывающий завод. Увеличил производство минеральных удобрений для сельского хозяйства суперфосфатный завод. Снова заняла видное место в экономике Одессы пищевая промышленность. Вступили в строй восстановленные предприятия - консервный завод им Ворошилова, сахарорафинадный завод им. Благоева, молочный комбинат, мясокомбинат, маслобойный завод № 2, винные заводы, комбинат пищевых концентратов, кондитерская и макаронная фабрики. Начали работать созданные после войны новые заводы - витаминный и соковый.
К концу четвертой пятилетки промышленность Одессы превзошла довоенный уровень. Более 50 предприятий города досрочно завершили пятилетний план. В этот период в целом сложилась структура промышленности Одессы. Выпуск валовой продукции одесской промышленности возрос за пять лет в 3,6 раза. Таких темпов развития промышленность никогда раньше не достигала.
Жизнь продолжалась. Советские времена стали историей. Оценивая прошлое, ясно осознаешь что есть вечные категории, вечные факторы цивилизационного процесса. Именно таким фактором является неиссякаемый творческий потенциал народа Украины, населения многонациональной Одессы, в течении ХХ ст. трижды возрождавшего из руин Отчизну.
В 1991 году руками заокеанских функционеров, Великое Советское Государство было разрушено. На смену созидательному труду пришла эпоха всеобщего потребления, преступной распродажи и уничтожения всех материальных богатств, созданных в СССР.
За 23 года так называемой независимости Украины, в Одессе были разворованы и разрушены практически все предприятия, которые с таким трудом восстанавливались в послевоенные годы.
До 1991 года город Одесса ассоциировался, прежде всего, с Черноморским морским пароходством (ЧМП), которое было создано еще в 1833 году под названием «Черноморское общество пароходов».
Вновь ЧМП было воссоздано в 1922 году как Черноморско-Азовское морское пароходство. После Великой Отечественной войны, в связи с увеличением объёмов перевозок, на его базе были созданы Черноморское, Азовское и Грузинское пароходства.
На 1990 год ЧМП было крупнейшим в Европе и вторым в мире. В его составе было более 300 судов различного класса с суммарным водоизмещением в 5 миллионов тонн. С 1991 года, с момента распада СССР, ЧМП принадлежит Украине. Развал ЧМП начался с 1993 года после “исторического” указа Президента Украины Л. Кравчука, на основании которого крупнейшее в мире пароходство было реорганизовано в частный акционерный судоходный концерн. Количество судов снизилось к 2006 году более чем в 20 раз.
По состоянию на 2015 год ЧМП полностью уничтожено. За время «демократических» реформ неЗАВИСИМОЙ Украины «исчезло» около 300 судов.
До развала СССР в ЧМП работали 27 000 моряков, 22 000 из них сейчас ходят под иностранным флагом и никогда сюда не вернутся. Если они и приезжают в Одессу, то либо семью проведать, либо в гости.
Обратите внимание на сегодняшние «достижения» Украины по уничтожению крупнейших предприятий Одессы. Как Вы понимаете это далеко не все объекты Одессы, которые разрушены украинской властью. Памятники такой разрушительной «победы» неЗАВИСИМОЙ Украины над советским прошлым можно увидеть сегодня во всех городах бывшей Украинской Советской Социалистической Республики. Выводы делайте сами…
Вежливый одессит
|